7 культовых российских изданий 2000-х
«КоммерсантЪ»
Главное новостное издание современной России ведет свою историю с конца 1980-х. Газету начали выпускать в 1989-м, на регулярной основе – с 1990-го. Хотя издание до сих пор апеллирует к своей дореволюционной истории (отсюда и сохраненный «ять» в названии), новостным листкам начала XX века. Газету начал издавать кооператив с ироничным названием «Факт», за которым стоял Союз кооператоров. Издание обращалось к формировавшемуся в России бизнес-сообществу, которому нужны были факты, хотя бы какая-то информация о том, что происходит в новой, неплановой экономике.
Газета быстро стала рупором ее интересов. Набравший аудиторию проект переходил из рук в руки (из самых одиозных владельцев – предприниматели Борис Березовский и Бадри Патаркацишвили), пока его не купил нынешний владелец Алишер Усманов. В 2000-х статьи «Коммерсанта» охватывали все сферы жизни российского общества. Трактовки тех или иных событий для многих становились определяющими. Так, со страниц газеты сошло определение народившегося постперестроечного класса – «новые русские», ставшее знаковым для русского менталитета в новейшей истории.
«Афиша»
Если «КоммерсантЪ» формировал деловую повестку дня, то «Афиша» отвечала за досуг. Журнал появился в 1999-м и сразу стал ультрапопулярным, ведь ему не было аналогов. В 2000-х он был главным гидом по столичным событиям. Именно здесь родились новые кино-, арт-, гастро-, музыкальные и литературные критики, рецензировавшие новые меню, выставки, альбомы, фильмы и книги. Взрывной рост развлекательной сферы поставлял изданию практически неограниченный материал. Журнал быстро стал трендсеттером.
Впоследствии издание включило в сферу своего влияния и Санкт-Петербург. Расширялась и направленность: значительную часть журнала начали занимать fashion- и beauty-обзоры. Обозреватели «Афиши» стали звездами русской развлекательной журналистики, а фестиваль «Пикник “Афиши”», многие годы проводившийся изданием, – главным событием каждого лета.
Именно со страниц журнала с русской публикой общались и мировые звезды. И если «КоммерсантЪ» превратился в библию бизнес-сообщества, то «Афиша» стала тем же для креативного класса (кстати, во многом благодаря ей и сформированного).
Журнал выходит до сих пор, в том числе уже в онлайн-версии. Сайт «Афиши» – главный гид по событиям в городе, а также агрегатор по продаже билетов на них.
«Медведь»
Первый мужской глянец в России, предшественник GQ и Esquire, появился в 1995-м. Журнал основала редакторская группа, в которую входил Влад Листьев, главная медиафигура 1990-х. Очень русское название прикрывало вполне западный контент: мужская мода, арт и музыкальные обзоры. Существенную часть журнала занимали статьи о политике и социальные лонгриды (консервативно-популистского толка).
Инфлюенсеры 2000-х из шорт-листа «Медведя» – это и Билл Клинтон, и Джорджио Армани, и, например, российский телеведущий Леонид Парфенов. Журнал закрылся в 2011-м, не выдержав конкуренции с продукцией крупных западных медиахолдингов, вышедших на российский рынок.
«Птюч»
Главный рупор андеграунда новой России, «Птюч» до сих пор вспоминают многие. Журнал стал флагманом интересов поколения Х, как его тогда называли. Он выражал сам дух эпохи – абсолютной свободы (часто доходящей до вседозволенности). Редакция журнала во главе с Игорем Шулинским играла на интересах яркой, новой молодежи, «модной тусовки». «Птюч» рассказывал о сексе без купюр, запрещенных веществах, любил материться и обожал клубиться (параллельно с изданием существовал одноименный ночной клуб).
В интервью журнала звучали голоса одиозных законодателей мод десятилетия вроде художника Владислава Мамышева-Монро. Во многом именно «Птюч» раскрутил в России такие популярные в 2000-х музыкальные направления, как рейв, транс и техно. Помимо музыки журнал рассказывал об альтернативной моде, фильмах, выставках. Отчасти именно «Птюч» сформировал новый российский культурный андеграунд.
«ОМ»
Культурный глянец, как бы мы сказали сегодня, журнал «ОМ» появился почти одновременно с «Птючем», но не был таким радикальным. Редакция видела своей задачей рассказывать обо всем, что становилось трендом, от музыки до моды. Привычные нам списки – что носить, куда сходить и т. д. – одними из первых стали публиковаться здесь. И диктату «ОМ» следовали. Журнал сам по себе стал модным и на протяжении почти десяти лет (закрылся в 2006-м) формировал мейнстрим-повестку дня во всем, что касалось стиля жизни. Гибридный формат альтернативного глянца, впрочем, так и не устоялся, а мощная интервенция русских версий легендарных западных журналов вроде Vogue и Tatler окончательно лишила «ОМ» шансов на выживание.
«WAM» («World Art Музей»)
Яркое явление 2000-х в сфере арт-журналистики сегодня можно найти в букинистических отделах и в книжных агрегаторах. Первый в России глянцевый журнал об искусстве мирового уровня выходил шесть раз в год на роскошной бумаге и ограниченным тиражом. «WAM» делался и воспринимался как альманах. Каждый выпуск был посвящен определенной эпохе или явлению. До сих пор его можно использовать как своего рода энциклопедию. По прошествии нескольких лет концептуальное издание переросло в книжный формат, хотя и сохранило общее название.
Тематические выпуски вроде «Московского актуального искусства 2000–2003» или «Российского акционизма» полномасштабно освещали происходящее на отечественной арт-сцене. Однако роскошное глянцевое издание, а затем и полноценный иллюстрированный альбом оказались дорогой игрушкой даже для тех лет. И на исходе десятилетия издатель, известный дизайнер Арсений Мещеряков, его закрыл.
«Мегаполис-экспресс»
Это первый российский таблоид, создавший в стране сам жанр бульварной прессы. Он начинался как новостное издание (со статьями Анны Политковской, например). Но в 1994-м пилотный проект обанкротился, и его решили переориентировать, взяв за основу условный британский The Sun. Обложку украшали портретом звезды с броским заголовком. Наполнением служила соответствующая тематика, хотя на разные темы сюда писали и известные в разных сферах серьезные журналисты.
Газета била рекорды по продажам, но многие материалы в ней были выдумками редакции. Это-то в итоге издание и подкосило (закрылось в 2005-м). Однако нашествия крыс-мутантов и интервью с женщинами-паучихами и практикующими колдунами-сталинистами стали ярким стартом рождения отечественной бульварной прессы.