Удивительная судьба чернокожего мальчика из фильма «Цирк»
«Эта страна действительно делает чудеса: в ней люди находят себя», – писала Маргарет Гласко о своем сыне и отце нашего героя Ллойде Паттерсоне, который уехал из США в Советский Союз в 1930-х годах. Даже в годы сталинского террора СССР был более безопасным местом для афроамериканца. По крайней мере, там не было Ку-Клукс-клана.
Афроамериканец в поисках социальной справедливости в СССР
Отец Дмеймса Ллойд Паттерсон был внуком чернокожего раба. Он учился на сценографа в театральном колледже для афроамериканцев в Вирджинии. Позже учреждение закрыли - студенты устроили забастовку, когда оказалось, что один из преподавателей был замечен в рядах Ку-клукс-клана.
Как-то раз Ллойд случайно увидел рекламу, в которой афроамериканцев приглашали на съемки фильма в СССР. И в 1932 году он и еще несколько афроамериканцев отправились в СССР в поисках расового равенства, работы и просто лучшей жизни.
В Союзе Паттерсона пригласили работать художником в фильме «Черное и белое», идея которого была обличить расизм в Америке. Проект в итоге отменили, но Ллойд остался в Советском Союзе, выучил русский язык и женился на советской художнице и модельере Вере Араловой. Можно сказать, что проблема расизма помогла ему устроить свою жизнь.
У интернациональной пары родилось трое детей. Ллойд продолжал успешно работать художником и дизайнером интерьеров. Кроме того, он стал радиоведущим и стоял у истоков советского англоязычного вещания.
Когда началась Великая Отечественная война, Веру и детей эвакуировали в Сибирь, а Ллойд остался в Москве. Во время бомбежки он был ранен и получил контузию, и его эвакуировали на Урал, а затем на Дальний Восток. В 1942 году, ровно через десять лет после того, как Ллойд переехал в СССР, он умер из-за осложнений от ранения.
Джеймс Ллойдович
В 1936 году, когда сыну Ллойда и Веры Джеймсу было всего три года он стал самым известным афроамериканским актером в истории России. Он снялся в культовом советском фильме «Цирк» с Любовью Орловой.
По сюжету после рождения чернокожего ребенка американская цирковая артистка переживает много страданий из-за распространенного там расизма. Она отправляется в Москву, где находит не только убежище, но счастье и любовь. Ее маленького сына также тепло встречают в СССР.
Фильм стал невероятно популярным в Советском Союзе и принес Джеймсу Паттерсону настоящую славу, но актерскую карьеру он не продолжил. Он мечтал о море, поэтому окончил военно-морское училище и стал моряком-подводником. В свободное время Паттерсон сочинял стихи.
После публикации своего первого сборника стихотворений «Россия. Африка» в 1963 году Джеймс решил отказаться от военной службы и поступил в Литературный институт имени Горького. Так он стал советским поэтом и членом Союза писателей СССР, а его стихи публиковались в литературных журналах.
С поэтическими выступлениями он объездил всю страну, а в Комсомольске-на-Амуре даже установил памятную доску в честь отца, Ллойда Паттерсона, про которого с гордостью писал, что тот погиб за «советское отечество».
Книга, которая соединила историю США и СССР
В 1964 году Джеймс Паттерсон решил опубликовать книгу «Хроники левой руки», основанную на мемуарах своей бабушки Маргарет Гласко и его собственных комментариях и мыслях. Отец бабушки Патрик Хагер был внебрачным сыном белого землевладельца и черной рабыни. Чтобы избавиться от ненужного ребенка, жена плантатора бросила младенца в огонь - но Патрик чудом выжил, правда, серьезно повредил правую руку. Хагер боролся как мог с бесправием и угнетением. В итоге ему даже удалось купить собственный участок земли.
Его дочь Маргарет уже не была рабыней, но также страдала от расизма и неравенства. Она усердно трудилась, чтобы дать своему сыну Ллойду образование, которое она сама не смогла получить. Кроме того, вскоре после того, как Ллойд уехал в СССР, Маргарет поехала вслед за ним - и несколько лет работала на советском заводе автозапчастей!
Ставший знаменитым в СССР Джеймс Паттерсон со своей матерью Верой Араловой переехал в США после коллапса коммунизма в 1990-х годах. В 2001 году Вера скончалась, а Джеймс до сих пор живет в Вашингтоне.